Чугунова Е.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 18»
г.Заречный Пензенской обл.
Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, сейчас особенно актуально. От того, как решаются задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
В последнее время формируется представление о мире с позиций западной культуры. Это и мультфильмы, и книги, и игрушки, которые зачастую не несут воспитательных задач, а откладываются в памяти в форме ярких зрительных образов (и ребенок с криком просыпается ночами), в форме образцов поведения (и растет количество драк, конфликтов, проявлений агрессии в играх детей, да и в их обычных отношениях). Везде: на плакатах, буклетах, видеофильмах царствуют выдуманные, далекие от реальности: Бэтмен, Человек-Паук, черепашки-ниндзя и др. Даже коллекционируют наши дети сейчас вкладыши, календарики, значки с их изображениями. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно растлевают, прививают патриотизм, но не к своей стране.
В пику этому мы решили культивировать наши исконно русские обычаи, устои; прививать уважение к нашим героям: Илье Муромцу, Алеше Поповичу, Добрыне Никитичу и другим. Эти былинные герои существовали на самом деле, они не придуманы. Богатыри защищают Родину, добрых людей от злых. Они суровые, но справедливые. Слава богатырей русских испытана веками, а слава Бэтмена и других западных героев и не слава вовсе, а быстротечная мода на глянцевых героев. Тяжело Илье Муромцу в борьбе с Бэтменом. Бэтмена поддерживают зарубежные «спонсоры». Но не хотим мы забывать наших былинных и сказочных героев! Поможем им выстоять! Не дадим их предать забвению!
Мы посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам народной культуры. Ведь она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Коллекционирование игрушек былинных героев, атрибутики русских воинов, открыток, магнитов, книг о них создает условия для того чтобы в процессе собирания объектов, отыскивания информации о них и систематизации, «ожила» история нашей страны, стали ближе и роднее истинные герои Земли Русской.
Цель: формировать у детей представление о том, что они являются носителями культуры России, воспитывать ребят в национальных традициях. Прививать уважение к нашим героям – Илье Муромцу, Алеше Поповичу, Добрыне Никитичу и другим.
Задачи:
- привлечь внимание детей к собиранию игрушек, открыток, значков, магнитов с изображениями былинных героев;
- формировать представления детей о том, что у каждого народа есть своя история, традиции, герои;
- воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство гордости за богатырскую силу России;
- познакомить детей с понятием «былинный богатырь», обогащать знания детей о нем (как зовут, во что одет, чем занимается);
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).
Вид проекта: творческий, игровой. Групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), их родители, педагоги детского сада.
Срок реализации: 2 месяца
Модель трех вопросов
Что дети знают о богатырях:
…это такой человек, который спасает людей, он добрый, у него есть усы и борода
…это большой добрый человек, он ездит на коне
…это великан, он ездит на машине, когда у него конь ломается
…это веселый, добрый человек, у него меч в руках, чтобы победить Кощея, Змея Горыныча и других хулиганов
|
Что хотят узнать:
Как зовут богатырей?
Почему у них такие имена?
Где они живут, что делают?
С кем богатыри сражаются?
Почему они всегда побеждают?
Можно ли стать таким богатырем?
Как этому научиться?
|
Как это можно сделать:
-спросить у мамы, папы;
-посмотреть в компьютере;
-сходить в библиотеку;
-прочитать в энциклопедии;
-узнать у Елены Владимировны и Ольги Васильевны;
-посмотреть по телевизору
|
Распределение деятельности по этапам проекта
Этап
|
Деятельность детей
|
Деятельность педагогов, родителей
|
Моделирование ситуации,
выявление проблемы
|
-вживаются в сюжетно-ролевую ситуацию;
-осознают и личностно воспринимают проблему
|
-вводят в игровую ситуацию;
-формулируют проблему;
-определяют задачи
|
Организация работы над проектом
|
-систематизируют информацию;
-распределяются по группам;
-выбирают тему коллекции;
-планируют совместную деятельность;
-распределяют обязанности
|
-помогают распределить обязанности, объединиться в группы;
-находят информацию;
-помогают планировать деятельность
|
Практическая деятельность по решению проблемы
|
-обращаются к книгам, иллюстрациям;
-отбирают информацию из других источников;
-слушают былины, сказания;
-заучивают пословицы;
-рисуют, лепят богатырей, коней, оружие;
-участвуют в создании макетов старинных построек (городов, крепостей);
-собирают коллекции игрушек, вкладышей, календарей, значков, магнитов с тематикой «Герои Земли Русской»
|
-организуют и участвуют в работе по проекту;
-создают условия для коллекционирования игрушек, вкладышей, магнитов с тематикой «Герои Земли Русской»;
-готовят к показу свои коллекции;
-подбирают книги, иллюстрации, видео- и аудиоинформацию;
-оказывают практическую помощь;
-дают необходимые рекомендации
|
Презентация продуктов деятельности
|
-выставка коллекций;
развлечение «Илья Муромец против Бэтмена»;
-сюжетно-ролевые игры: «Русские богатыри», «Русская крепость»
|
-вместе с детьми организуют выставку коллекций;
-готовят материал для развлечения, участвуют в инсценировке;
-помогают в подготовке атрибутов к игре
|
Примерная схема осуществления проекта «Илья Муромец против Бэтмена»
Образовательные области
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
Образовательная деятельность в режимных моментах
|
Чтение художественной литературы
Коммуникация
|
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»
Викторина «Русские Богатыри»
|
Слушание в грамзаписи былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник, "Илья Муромец и Идолище поганое" и др., русских народных сказок: «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» и др., сказок А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»
Составление фонотеки былин и сказок о богатырях
|
Коммуникация Художественное творчество
|
Рассматривание картин В.М. Васнецова: «Богатыри», «Витязь на распутье»
|
Рассматривание репродукции картины Н. К. Рериха «Бой со змеем»
Подбор, чтение и заучивание пословиц, поговорок
|
Художественное творчество
(рисование, лепка, аппликация)
Труд
|
«Богатыри», «Оружие богатырей», «Одежда богатырей» «Богатырский конь», «Древние города»
|
Собирание и рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, картинок с изображением оружия, элементов одежды, коней; изготовление макета крепости, атрибутов для игры «Русские богатыри»
|
Социализация
Коммуникация
Безопасность
Физическая культура
|
Дидактическая игра: "Богатыри земли русской"
Дидактическая игра: «Собери богатыря в путь»
|
Собирание игрушек: наборы солдатиков «Русские богатыри», «Крепость», «Русское старинное оружие», рассматривание и игры с ними
Сюжетно-ролевая игра «Русские богатыри»
Спортивное развлечение «Богатырские забавы»
|
Музыка
Коммуникация
|
Слушание песен о Руси – матушке
|
Слушание грамзаписи: Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости»
|
Литература в помощь воспитателю
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
- Как научить детей любить Родину./ Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова – М.: АРКТИ, 2003.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Николаев И. Русская крепость.//Игра и дети. 2004. № 4.
- Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
|