Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №221» (МОУ СОШ №221) |
Лицензия: Серия А №231174, регистрационный №8715 от 17 мая 2007 года Свидетельство об аккредитации: Серия ГА №019878, регистрационный №4803 от 30 декабря 2008 года Адрес: РФ, Пензенская область, г. Заречный, ул. Заречная 22А, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Директор: Сидоркин Александр Георгиевич
Краткая историческая справка Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 221» г. Заречного Пензенской области было основано в 1985 году (решение Исполкома Горсовета № 255 от 30.08.1985г.). Имеет статус средней общеобразовательной школы. В августе 2010 года школе исполнится 25 лет. Первый директор школы Михайлова Евгения Михайловна возглавляла школу в период с 08.07.1985г. по 18.07.1994г. Как опытный руководитель, она поставила задачу формирования коллектива единомышленников. Идеи сотрудничества учительского и ученического коллективов осуществлялись в школе не на словах, а на деле. Уже в 1987 году тема сотрудничества учительского и ученического коллективов стала стратегической в образовательном процессе школы. С 1992 года начальная школа под руководством зам. Директора по УВР Кладовой Любови Борисовны начинает работать по системе Л.В.Занкова, которая подразумевает главную цель начального образования как общее развитие школьников на основе успешного усвоения задаваемых программой знаний, умений и навыков, оптимального общего развития всех учащихся, как сильных, так и слабых. Первые учителя-занковцы школы: Давыдова З.В., Лунева С.А., Курочкина О.В., Князева Е.А., Шерстобитова Г.А., Бусарова М.В., Катаева О.Б. Богатейший материал по методической работе, собранный завучем школы Павловой Лидией Ивановной, позволил школе делиться опытом своей работы в городе и области по проблемам организации различных форм урока. Но педагогика сотрудничества предусматривает не только взаимодействие «учитель-ученик» на уроке, но и совместную деятельность по организации досуга, в развитии материально-технической базы. Так, под руководством учителей Кутепова С.А., Павлинова П.А. учащиеся старших классов преобразовали подвал школы в школьный тир, рекреацию 1 этажа – во второй малый спортзал. Добрые традиции по развитию детского самоуправления закладывались в школе с момента ее образования. Руководство детской пионерской организацией на протяжении многих лет осуществляла Колесникова Валентина Арсентьевна – опытный методист детского движения, более 40 лет отдавший организации летней оздоровительной кампании в городе. С конца 80-х годов большое внимание в школе уделяется преподаванию математики и в 1991 году выпущен 11 класс с углубленным изучением математики (впервые в городе). С 1991 года по 1996 год в школе № 221 проблемой углубления при изучении математики занимались такие педагоги, как Петрунина Н.И., Щербаков Н.Н., Дорофеева Г.Н. Введение курса углубленного изучения математики решало задачи математического развития учащихся, формирования математической культуры и устойчивого интереса к предмету. Этому способствовала перестройка курса в соответствии с принципами развивающего обучения, проблемного обучения и обучения на высоком уровне трудности, индивидуальные занятия с одаренными учащимися, учеба в заочной школе МФТИ и т.д. Свыше 90% учащихся этих классов успешно окончили ВУЗы физико-математического профиля в г. Пензе, Самаре, Ульяновске, Москве. Щербаков Николай Николаевич возглавлял школу в период со 02.10.1995г. по 22.08.1999г. Сам, являясь талантливым учителем математики, продолжил работу в школе по совершенствованию математической направленности образовательного процесса. В 1995 году значительная часть школьного коллектива стала основой для создания творческого коллектива школы-лицея № 230. Гусятникова Наталья Евгеньевна возглавляет школу с 17.07.1994г. по 02.10.1995г. и с 22.08.1999г. и по настоящее время. С ее приходом в образовательном процессе конкретизируется проблема осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании, складывается система работы в данном направлении. С 1999 года школа осуществляет связь с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова, с 2002 года школа становится опорной школой Филиала Федерального научно-методического центра. С 2001-2003г.г. на базе школы проходят курсы по повышению квалификации учителей начальных классов города при участии авторов учебников Нечаевой Н.В., Аргинской И.И., Чураковой Р.Г., Пресняковой Т.Н., Свиридовой В.Ю., Дмитриевой Н.Я., Ванцан А.Г., представителей издательского дома «Федоров». Учителя школы Лунева С.А., Катаева О.Б. представляли материалы своей работы на областных и всероссийских Занковских чтениях. С 2006-2007 учебного года 8 классов начальной школы занимаются по системе Л.В.Занкова, целью которой является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков, что позволило поднять качество обучения выпускников начальной школы. Личностно-ориентированное, развивающее обучение помогает раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, определяет одно из лидирующих положений начальной школы в образовательном пространстве г. Заречного. В 2001-2002 учебном году появляется новое направление - коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, открывается логопункт. Каждый последующий год открываются классы наполняемостью 10-12 человек. В классы зачисляются дети, имеющие нарушения устной и письменной речи. Цель работы в данных классах – развитие всех компонентов речевой системы учащихся. Так, за 2001-2009 учебные года через занятия на логопункте прошло 92 учащихся младших классов, из них у 98% была отмечена положительная динамика в развитии всех компонентов речи, а именно: фонематическое восприятие, звуковое произношение, связная речь, языковой анализ и синтез, словообразование. С 2005-2006уч.г. начали функционировать городские группы по коррекции письменной речи детей других школ города. Данная работа осуществляется при непосредственном участии учителей-логопедов Чураевой Ирины Анатольевны и Серебряковой Ольги Викторовны. В основе учебного и воспитательного процессов лежит единая цель – воспитание духовно-нравственных сторон личности ученика, эта цель реализуется на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов и во внеурочных занятиях творческих групп дополнительного образования. В школе работоспособный творческий педагогический коллектив. Учителя владеют не только теорией, но и практикой организации личностно-ориентированного обучения, имеют богатый потенциал для дальнейшего развития творческих способностей и создания условий для развития и саморазвития детей, адекватного определения своих возможностей, исходя из состояния физического и психического здоровья, способностей и склонностей, интересов, социального и экономического положения семьи. В школе сформирован ученический коллектив, развито детское самоуправление. С 1998 возрождается детское движение и появляется общественное объединение, которое получило название «Пирамида». Вместе с детьми над его созданием работали зам. Директора по воспитательной работе Бочкова Наталья Геннадьевна и педагог-организатор Захарова Наталья Валентиновна. В году 2007 на городском слете детских общественных объединений было принято решение о создании городского детского движения «Салют, ЮнЗары!» С этого времени школа активно участвует в разработке и реализации социально-педагогических проектов по развитию детского движения в городе. В 2002 году в школе разработана концепция «От школы «образовательное учреждение» к школе «институт социального воспитания». Стратегической целеориентацией школы как института социального воспитания является работа по созданию гуманной воспитывающей среды как условие творческого роста, нравственной самореализации педагогов и воспитанников, социальной защиты подрастающего поколения, формирования у него готовности к жизненному самоопределению, трактуемому как способность человека к нравственному поступку, к конструктивному диалогу с собственной совестью, к творческому разрешению проблем в социальном окружении, в сотрудничестве с последним. В 2004 году в целях совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся была организована работа кабинета БОС (биологически обратной связи) под руководством Щегловой Татьяны Евгеньевны, учителя физкультуры высшей категории. Занятия «БОС-Здоровье» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. Данный метод (и технологии) можно определить как развивающий здоровье человека, как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения школьников без ущерба для индивидуального здоровья, как качественную характеристику наиболее эффективной педагогической технологии по ее воздействию на учащихся и педагогов. В процессе взаимодействия учителя и учащегося с помощью технологии «БОС-Здоровье» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество – учитель-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни. За два года через кабинет БОС прошло 60% учащихся школы, у всех отмечена положительная динамика в состоянии здоровья. Интересна работа со старшеклассниками по военно-патриотическому воспитанию – на протяжении последних 3 лет команда школы под руководством Балашова Андрея Аркадьевича, преподавателя-организатора ОБЖ, занимает призовые места в городе в спартакиаде допризывной молодежи, в городском и областном конкурсе «Орленок, в городском конкурсе «Люди в погонах». Также на высоком уровне остается на протяжении последних лет результаты участия школьников в городской спартакиаде. Это итог многолетней и плодотворной работы учителей физической культуры Тулокина Н.А., Ананьева В.Г. Щегловой Т.Е., Школа по праву гордится учебными достижениями своих учеников. Большая плодотворная работа по развитию положительной мотивации учащихся к обучению осуществляется зам. Директором по УВР Захарченко Светланой Петровной. За последние 5 лет 23 учащихся школы занимали призовые места на областных олимпиадах и научно-практических конференциях. Ученики нашей школы достойно представляли город на уровне России и показали высокие результаты: - Дятлов Виталий в 2002-2003 уч.г. стал участником Всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Санкт-Петербурге (учитель высшей категории Чипига Н.В.). - Запорожец Дмитрий в 2002-2003 учебном году занял 3 место во Всероссийской олимпиаде по физике (учитель высшей категории Демиденко Н.М.), в 2003-2004уч.г. – 2 место по математике в олимпиаде МФТИ (учитель первой категории Пурисова Н.В.); - Абрамов Артем в 2003-2004 уч.г. занял 2 место в Заочной олимпиаде по химии, проводимой в г. Санкт-Петербурге (учитель второй категории Лаврентьева О.Е.); - Постнова Надежда в 2005-2006уч.г. стала лауреатом Всероссийской научно-практической конференции, которая проходила в г. Москве (учитель вышей категории Захарченко С.П.); - Казеева Ксения в 2008-2009,2009-2010 уч.г. стала призером Всероссийской олимпиады по литературе; призером Всероссийского научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в 21 веке» (учитель вышей категории Захарченко С.П.); - Макаров Никита в в 2008-2009, уч.г. стал призером Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в 21 веке» (учитель первой категории Пензина Н.А.), а в 2009-2010 уч.г. стал победителем и обладателем серебряного креста данного конкурса (учитель высшей категории Егоршина Е.А.) Путь в большой спорт неоднократной победительницы юношеского первенства России по плаванию, многократной рекордсменки первенства России среди юниоров, пятикратной победительницы и серебряного призера второй Всероссийской спартакиады учащихся, обладательницы рекорда России в эстафете 4 по 100м среди юниоров, многократной победительницы международных турниров, золотого и серебряного призера чемпионата Европы среди юниоров Малютиной Виктории начался в школьном бассейне. Именно там учитель физкультуры Ананьев Владимир Геннадьевич заметил первые ростки большого спортивного дарования. За период своего существования школу окончили 1041 выпускник 11-х классов. Среди них 6 окончили школу с золотой медалью, 26 – с серебряной медалью. Среди выпускников нашей школы много тех, кто занимает руководящие посты в г. Заречном: Капустин А.Н., заведующий МСЧ-59, Калоедов А.Н., директор АУ «Россия», Арепьев Р.В., директор МП «Горгаз», Кладов В. Ю. кандидат исторических наук, начальник проектного отдела Управления общественных связей. Комплектование, режим работы. Школа работает в режиме 5-6-дневки, имеет 25 классов:
Всего: 573 учащихся. Классов наполняемостью 25 человек – 14, наполняемостью меньше 25 человек – 8. 4 класса малой наполняемости 1В, 2В, 3В, 4В (коррекционно-развивающие). 6 групп продленного дня: 3 группы в 1-х классах, 1 группа разновозрастная полная во 1-2 классах, 3 группы с сокращенным днем в параллели 2-3 классов, наполняемость групп оставалась стабильной на протяжении года. Школа работает в режиме:
В школе организована работа социального педагога, психолога, учителя-логопеда, педагога-организатора. Учащимся были предложены факультативные, индивидуальные, кружковые занятия по различным направлениям, в 9-х классах – предметные курсы, ориентационные курсы, в 10, 11 классах – элективные курсы. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р и утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02. 2002 № 393; а также в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденной приказом Министерства образования от 18.07.2002 № 2783, в школе с 2005 -2006 учебного года началась разработка и внедрение в образовательный процесс предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе и профильной подготовки в 10 -11 классах. Учитывая образовательный запрос учащихся и профессиональное мнение педагогов, в качестве приоритетного направления выбрана разработка и реализация разнообразных курсов по выбору и элективных курсов, с одной стороны, реагирующих на изменение образовательного запроса учащихся и удовлетворяющих их познавательные интересы, с другой – инициирующих у учащихся перспективные образовательные потребности. Учащиеся школы были обеспечены учебной литературой на 46%, за счет образовательного учреждения. На начало 2009-2010 учебного года в 1-11 классах было 594 человек, выбыло в течение учебного года 3 человека, прибыло 3 человека. Продолжительность урока – 45мин. Учебный план, расписание занятий, режим работы соответствовали требованиям СанПиНа.
Образовательные программы. Согласно лицензии школа реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования по следующим направленностям: физкультурно-спортивной («Общая физическая подготовка», «Плавание»); социально-педагогической («Юный журналист», «Наш сайт»); военно-патриотической («Юный стрелок»); научно-технической («Умелые руки»); художественной («Хозяюшка», «Вязание крючком», «Волшебная палитра», «Эстрадное пение», «Танцующая школа»). Направление деятельности учреждения. В 2009-2010 учебном году в школе разработана программа развития - «Школа как образовательная среда, обеспечивающая оптимальные условия социального самоопределения учащихся», Основанием для разработки программы послужили:
Цель программы: совершенствование образовательной среды школы, обеспечивающей оптимальные условия социального самоопределения учащихся с учетом их возрастного и индивидуально-личностного потенциала. Основные задачи:
Кадровое обеспечение. Педагогический коллектив в количестве 51 человек работает творчески, имеет хороший кадровый потенциал. Из них:
Призеры различных конкурсов:
Показатели работы школы. План работы школы выполнялся в соответствии с целью школы и поставленными на учебный год задачами. Обеспечение выполнения Закона РФ «Об образовании»: в этом учебном году из 73 учащихся 9-х классов школу окончили 73, из 44 учащихся 11-х классов школу окончили 44, отсева учащихся нет. Динамика успеваемости и качества знаний за 3 последних года: Уровень обученности и качества знаний.
Уровень обученности и качества знаний по ступеням обучения.
Социализация выпускников 9-х классов
Социализация выпускников 11-х классов
Участие учащихся школы в олимпиадах и НПК различного уровня
Творческие достижения коллектива МОУ СОШ № 221 в 2009-2010 г.
|